Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Гражданско-патриотическое воспитание

Дата: 27 июля 2019 в 20:34, Обновлено 23 февраля 2023 в 13:45

Организация работы воспитателя дошкольного образования
по гражданско-патриотическому воспитанию детей в условиях учреждения дошкольного образования

<article>

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Гражданско-патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре.

Цель гражданско-патриотического воспитания направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания гражданско-патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта.

Задачи гражданско-патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

Формировать представления о:

родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;

столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);

природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);

Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;

элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;

людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;

государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);

скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;

Формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;

рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;

соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски);

рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

чувство патриотизма и любви к Родине;

уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;

уважение к защитникам Отечества;

уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа.        

Содержание гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста  можно раскрыть через следующие познавательные направления:

   1. История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

Содержание:

  • природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;
  • национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
  • национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
  • сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо-словная; памятные места поселка, города и столицы; события Великой Отечественной войны, защитники Отечества;
  • сведения из истории происхождения: названия поселка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
  • содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).   

2. Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;

Содержание:

  • символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
  • природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.   

3. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

Содержание:

  • исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
  • архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
  • природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
  • ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
  • места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
  • национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.

   4. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Содержание:

  • государственные праздни­ки: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
  • национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности.   

5. Люди, прославившие Беларусь

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержание:

  • защитники Отечества;
  • исторические личности;
  • достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

   6. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержание:

  • народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
  • народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
  • декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
  • изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

   7. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

Содержание:

  • белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
  • белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
  • народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
  • народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
  • белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
  • народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

В процессе общения с воспитанниками помогает им осознать себя, организует взаимодействие с другими детьми, расширяя представления о них, стремится создать в группе благоприятную обстановку. Знакомит с помещением и террито­рией учреждения дошкольного образования, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, учреждению дошкольного образования, родным местам. Во время организованных игр формирует первоначальные представления детей о семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним в процессе прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, по­свящённых семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с работой взрослых ближайшего окружения.

Формирует элементарное представление о родном городе или посёлке, положительное отношение к белорусскому и русскому языкам, развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми обыгрывает разные ситуации взаимодей­ствия членов семьи с использованием белорусского языка. В этом же направлении проводит наблюдения за объектами родной природы и её явлениями. Использует в рассказе белорусские слова, народные игры, читает стихи, прибаутки, счи­талки, загадки.

Знакомит с государственными и народными праздниками. Во время участия детей в проведении праздников и в качестве зрителей педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней.

С целью формирования чувства национальной принадлежности проводит тематические беседы с использованием на­лядного материала. Демонтрирует изделия народных умельцев, объясняет, что такое «пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш», помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, развлечений, творческой деятельности приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества привлекает также родителей во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках размещает информацию, которую можно использовать дома с детьми: колыбельные, потешки, сказки.

Во время знакомства с растительным и животным миром Беларуси использует наблюдения в живом уголке, тематические картинки, примеры из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально осо­знавать красоту природы родного края.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя, фамилию, возраст;

- имеют представление о себе как о члене семьи, называют имена близких родственников, а также других детей из группы, имя и отчество воспитателей;

- проявляют любовь и симпатию к близким и родным, заботятся о них, выполняют простые поручения; знают профессии людей из близкого окружения;

- осознают себя как представителя детского общества, с желанием посещают учреждение дошкольного образования;

- ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования;

- называют свой город, посёлок;

- различают белорусскую и русскую речь;

- с удовольствием принимают участие в проведении государственных и национальных праздников;

- положительно воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора (колы­бельные, народные песенки и потешки, считалки, сказки);

- замечают сезонные изменения в природе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

Формирует представления о семье, системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления о семейных традициях и ценностях. Воспитывает чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им. Учит взаимодействию во время чтения про­изведений белорусских авторов и бесед по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Продолжает знакомить с учреждением дошкольного образования, формирует доброжелательные взаимоотношения в коллективе, желание посещать его, учит принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка, формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях знакомит детей с названием посёлка, улицы, города, их достопримечательностями. На прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фото­графии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Обращает внимание детей на красоту природы и её сезонные изменения, воспитывает любовь к природе, желание её беречь и защищать.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок подробнее рассказывает о жизни в Беларуси и её столице — городе Минске, об общении на белорусском и русском языках. Продолжает формировать интерес и положительное отношение к этим языкам, желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаи­моотношений на белорусском языке.

Знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где этот символ можно увидеть (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований). Учит детей узнавать белорусский флаг среди других. Оформляет уголок государственной символики.

Продолжает знакомить с на­родными и государственными праздниками, объясняет, с чем они связаны, почему и как к ним готовятся.

Во время экскурсий и занятий кратко рассказывает детям о работе белорусских заводов и фабрик, их продукции — машинах, автобусах, тракторах, холодильниках, телевизорах, одежде, обуви, продуктах питания и др. Дети обсуждают деятельность взрослых в раз­ных сферах (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине). На встречи с ними приглашает лучших работников произ­водства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят с результатами своего труда, развивают патриотизм.

В процессе общения, трудовой деятельности использует произведения устного народно­го творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

На специальных занятиях и играх знакомит детей с историей и достопримечательностями посёлка, улицы, города, страны, культурой Беларуси. Формирует представления о деятельности людей, прославивших нашу Родину. Знакомит и разучивает, пересказывает с детьми произведения белорусской художе­ственной литературы, малые формы белорусского фолькло­ра, народные сказки. Ознакомление с народной культурой более интересно проходит с приглашением родителей, бабушек и дедушек, артистов театра, сотрудников музеев, народных мастеров.

Детские впечатления закрепляет в разных видах деятельности (моделировании, лепке, ап­пликации, играх-развлечениях, играх-драматизациях), в со­трудничестве с родителями: вечер знакомства с традици­онными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).

Развивает познавательный интерес к культуре других на­родов: на занятиях использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

Достижения воспитанников:

- знают своё полное и краткое имя, фамилию, пол, возраст, домашний адрес;

- называют членов семьи, имя и отчество родителей, других близких родственников;

- могут рассказать о деятельности членов семьи (профессии и увлечении в соответствии с пониманием детей), о видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);

- владеют традициями взаимоотношений в детском коллективе и семье;

- свободно ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования, принимают активное участие в их благоустройстве;

- имеют первичные представления о мире и природе, заботе людей о красоте своего посёлка, улицы, города, своей страны;

- знают название своего посёлка, улицы, города, своей страны и её столицы;

- знают о том, что в Беларуси живут белорусы, которые говорят на белорусском и русском языках;

- узнают Государственный флаг Республики Беларусь;

- знают основные государственные и народные праздники;

- обсуждают, в какое время года отмечают определённые праздники, как к ним готовятся;

- знают о продуктах деятельности белорусской промышленности и производства;

- проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- эмоционально воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, литературные произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора;

- различают и знают предназначение изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: ткачества, вышивки, керамики, изделий из соломки, льна, дерева;

- имеют первичные представления о национальном многообразии жителей Беларуси.

СТАРШАЯ ГРУППА

(5—6 лет)

Содержание работы педагога.

Обсуждает с детьми и закрепляет чувство любви к своей семье: её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — старинная белорусская традиция; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессиях членов семьи, о своём доме (квартире).

В разных видах деятельности приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течение дня белорусского языка, тема­тических вечеров продолжает формировать у воспитанников представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать толерантность (уважение достоинств всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей и столицы, знакомит с их названиями, а также названиями соседних государств. во время рассказов, бесед, дидактических игр формирует интерес к родному посёлку, городу, стране. На комплексных занятиях по музыке, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятель­ности продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном Беларуси. Педагог оформляет уголок государственной символики. На торжественных мероприятиях, во время церемонии подъёма Государственного флага Республики Беларусь учит детей стоя исполнять Государственный гимн Республики Беларусь.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме продолжает знакомить с государственными и народными праздниками. Вовлекает воспитанников в их подготовку (занимаются украшением помещения группы, музыкального зала, изготовлением традиционных подарков, созданием стендов и плакатов). Во время праздников расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка. В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», викторин и праздничных мероприятий.

Организует встречи с людьми, прославившими Родину. Их рассказы и беседы способствуют лучшему пониманию окружающей действительности, жизни в стране, определению своей значимости. Дети учатся строить свои личные жизненные планы, определять инте­ресную для них сферу трудовой деятельности, конструктивно общаться и взаимодействовать со взрослыми.

Педагог расширяет представления воспитанников о достижениях Президента Республики Беларусь, просветителей, национальных героев, деятелей искусства, учёных, космонавтов, спортсменов. В этих целях использует презентации, литературные произведения, легенды, предания. Совместно с родителями организует выполнение поисково-творческих заданий (составление рассказов-описаний, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям).

В процессе специально организованной деятельности продолжает формировать элементарные представления о прошлом Беларуси: важных исто­рических и общественных со­бытиях, истории основания, происхождении названия посёлка, улицы, города, их исторических местах. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит с местными особен­ностями и достопримечатель­ностями страны.

Последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства — от ткачества до живописи и орнамента, от танца, сказки, музыки до теа­тра. Достигается это в совместной с ними художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов, музыкальных произведений отечественных музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, во время презентаций, проведения виртуальных экскурсий, просмотра познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями.

Организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле — одна большая семья, а сама Земля — наш общий дом.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, домашний адрес, номера телефонов родителей;

- умеют рассказать о своей принадлежности к семье, дет­ской группе, обществу в целом;

- называют членов семьи, их имена и отчества; знают профессии и занятия членов семьи;

- имеют представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонные звонки, переписка);

- проявляют гуманное отношение, эмоциональную привязанность и доверие к родственникам и сверстникам в учреждении дошкольного образования;

- выражают патриотические чувства: любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования как второму дому, посёлку, городу, стране и гордость за них;

- с интересом общаются на двух языках на занятиях и в игровой деятельности;

- могут назвать свой посёлок, улицу, город, столицу страны;

- показывают географическое расположение Республики Беларусь, называют, с какими государствами она граничит;

- имеют представления о содержании Красной книги Республики Беларусь;

- проявляют познавательный интерес к тому, как живут люди в Беларуси, как помогают друг другу; знают, какие трудности возникают в жизни человека с особенностями развития, у пожилых людей;

- выражают гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флагу, гербу и гимну), узнают мелодию и знают слова Государственного гимна, называют основных представителей её флоры и фауны;

- знают, что при исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствую­щие встают;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, общереспубликанских и народных праздников, чувствуют свою причастность к происходящему (рисуют, участвуют в соревнованиях, парадах или праздниках, сочиняют истории — в зависимости от содержания события);

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- узнают и называют исторические места и достопримечательности родного города, села, столицы страны;

- называют предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, знают их особенности и предназначение (ткачество, вышивка, керамика, изделия из соломки, льна, дерева), активно участвуют в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды;

- эмоционально воспринима­ют и воспроизводят музыкальные произведения, фольклорные и литературные произведения разных жанров;

- с интересом знакомятся и участвуют в деятельности народного кукольного театра;

- умеют использовать информацию о культурно-исторических ценностях Беларуси в разных видах деятельности;

- проявляют доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и другие нравственные качества, свойственные белорусам;

- знают, что на Земле, кроме Республики Беларусь, есть и другие страны.

СТАРШАЯ ГРУППА

(6—7 лет)

Содержание работы педагога.

Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, их занятиях, семейной экономике. Воспитанники рассуждают о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты).

Уважение к языкам, на которых разговаривают белорусы, воспитывает во всех видах деятельности. Педагог мотивирует к их изучению и свободному владению средствами художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий. В беседе даёт сведения о том, что дети, посещающие группу, учреждение дошкольного образования, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. Обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования). Показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, их национальной культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность — любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования, родной природе, соотечественникам.

Формирует патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы. Рассказывает о предназначении и истории создания Государсвенного герба Республики Беларусь. На занятиях, праздниках, торжествен­ных мероприятиях знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Респу­блики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», праздничных мероприятий.

Во время бесед, рассматривания картин, репродукций, альбомов с государственной тематикой в общих чертах и интересной форме знакомит с государственным устройством страны, её армией. Расширяет знания о том, как живут, работают и отдыхают люди в Беларуси; рассказывает о достижениях в труде, спорте, искусстве.

Продолжает знакомить с государственными и народными праздниками, воспитывать радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников. Развивает познавательную активность к родной природе, истории страны, достопримечательностям и культуре белорусов.

Продолжает формировать гражданственность — уважительное отношение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, учёным, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим Родину, чувство гордости за их достижения.

На тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях формирует элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанным с историческими событиями. Закрепляет знания о достопримечательностях посёлка, улицы, города, страны. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь проводит концерты, викторины и другие праздничные мероприятия.

Познания о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей разных стран, формируется уважительное к ней отношение.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, имена и номера телефонов родителей, домашний адрес; знают назва­ние родного посёлка, улицы, города;

- проявляют чувство принадлежности и любви к своей семье (осознают её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — родственные отношения и взаимосвязи; распределение семейных обязанностей, семейные традиции);

- с интересом свободно обща­ются на двух языках в игровой деятельности;

- знают, в какой стране живут, выделяют Республику Беларусь среди других стран мира, могут их назвать;

- осознают себя гражданами Республики Беларусь;

- с гордостью и уважением относятся к предназначению Государственного герба и флага Республики Беларусь;

- знают и выполняют требования к поведению на церемо­нии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;

- умеют использовать информацию о родной стране в разных видах деятельности;

- осознают торжественность государственных праздников;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, республиканских и народных праздников;

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых людей страны;

- понимают и могут объяснить зависимость благосостояния страны от деятельности каждого её гражданина;

- умеют действовать и оценивать поступки с позиции обще­человеческих ценностей;

- умеют проявлять рассудительность и оценочное отноше­ние к историческим событиям, фактам, явлениям;

- могут назвать города, реки, озёра, заповедники, достопри­мечательности страны;

- стремятся к самовыражению средствами национальной культуры в процессе знакомства с музыкальными произведениями, произведениями художественной литературы и фольклора, исполнения песни и танца, игры на детских музыкальных инструментах, участия в праздниках, соревнованиях;

- знают о нескольких народах, населяющих Беларусь и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта, говорящих на разных языках;

- проявляют чувство симпатии, толерантности (терпимости), эмоциональной привязанности, доверия, интерес к внутреннему миру сверстников в учреждении дошкольного образования независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка.

</article>

Литература

Рекомендуемые учебные издания

1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

1. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.

2. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.

3. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.

4. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.

5. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.

6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.

7. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

8. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

9. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

10. Воронецкая Л. Н., заведующий кафедрой психологии и предметных методик факультета повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент

Нормативные правовые акты и иные документы

1. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями Закон Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 83-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2803) <H12100083>;Закон Республики Беларусь от 7 февраля 2023 г. № 248-З

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 "Об утверждении образовательного стандарта".

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312 «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 год».

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» .

5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2022/2023 учебному году.

6. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі: вучэбнае выданне. – Мн: НІА, 2023. – 380 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.